9. Какую модель фулфилмента выбирают ритейлеры
Выбор схемы логистики зависит от ассортимента ритейлера: к примеру, если это товары первой необходимости и все то, что может понадобиться здесь и сейчас, то лучше выбирать FBO (fulfillment by operator — схема, которая предполагает хранение товаров на складе маркетплейса, а также организацию доставки силами маркетплейса), советует Антон Ларин. Такая схема позволяет покупателю получить товар в минимальные сроки. Но если продавец не уверен, что товары будут покупать, или только тестирует новую продуктовую линейку, то лучше использовать FBS (fulfilment by seller — схема, при которой продавец обязан хранить товары на своем или арендованном складе, своими силами осуществлять доставку). Или же подключать возможность самовывоза — например, на Ozon или «Яндекс Маркет» селлер может отдавать заказы через свой офлайн-магазин или другой пункт выдачи, объясняет Антон Ларин.
Так, Zenden поставляет товар по схеме FBO, потому что с ней было легче зайти на площадку. Потом ритейлер подтянул свои IT-системы и скоро начнет работу и по FBS. SOKOLOV работает по гибридной схеме FBO и FBS (сейчас это Ozon, WB и Kaspi). Остальные маркетплейсы работают только по FBS. «Мы выбрали гибридную схему. С одной стороны, это сокращает сроки доставки, с другой позволяет держать оборачиваемость складов по FBO, при этом, не ограничивая себя по представленности ассортимента на площадках», — делится Михаил Александров.
В buyson тоже пользуются двумя схемами. Кстати, в работе по модели FBO есть свои риски. Например, склады маркетплейса могут быть перегружены, тогда они перестают принимать товары, а селлер вынужден увеличивать сроки доставки или отменять заказы. «Благодаря тому, что мы пользуемся сразу двумя схемами, наши товары доступны для покупки практически в любой части России, ведь мы не ограничиваемся городами, где есть наши склады», — поясняет Светлана Образцова.
10. Экономика работы на маркетплейсах Работа с маржой на маркетплейсах требует поистине ювелирного мастерства, в противном случае экономика этого предприятия схлопнется. Как говорит Евгения Макарова, маржинальность и акции – два взаимосвязанных инструмента в продажах на маркетплейсах. В акциях участвовать нужно, чтобы получать дополнительный трафик. На месяц, квартал, год ZARINA ставит себе цели по маржинальности, зависят они от сезона коллекции, покупательской активности.