У меня, как прожженного SEOшника нулевых годов (я был директором департамента SEO в Корпорации РБС), все эти этапы развития самовыкупов вызвали глубочайшее дежавю. Так же было с влиянием на алгоритмы поисковых систем (в основном Яндекса) за счет внешних ссылок на продвигаемых сайт.
Краткая история влияния на алгоритмы поисковиков (ностальгия, можно пропустить)
Как только поисковые системы ввели в алгоритмы ранжирования влияние внешних ссылок, вебмастеры сразу принялись это использовать для продвижения сайтов. Сначала ссылки расставлялись в специальных каталогах ссылок - это даже породило небольшой рынок специального софта (например, All Submitter, идеологом которого я тоже выступал) Параллельно пошел массовый обмен ссылками между сайтами и со временем он тоже был автоматизирован. Потом ссылки стали продавать и появились целые биржи по продаже ссылок, самой популярной и даже легендарной из которых был sape.ru. Пока ссылки на свой сайт вебмастеры получали в ручном режиме - это вполне всех устраивало. Но постепенно процесс получил безумные "промышленные" масштабы и всё SEO, по сути, стало войной бюджетов на ссылки. В самых сложных тематиках ссылки покупались на миллионы рублей в месяц (а тогда миллионы были дороже чем сейчас). Поисковые системы с этим тоже яростно боролись: исключали влияние ссылок определенного вида, наказывали и "понижали" сайты, которые продавали и/или покупали ссылки. Яндекс хотел показывать в топе "лучший сайт" по своему усмотрению, а не тот, который купил больше ссылок. И, зачастую, когда Яндекс наказывал сайт (исключал из выдачи или понижал до "плинтуса"),
который тратил огромные деньги на SEO - это были целые трагедии, иногда даже с разборками. Бизнесы буквально рушились. Уровень развития сервисов для организации самовыкупов на маркетплейсах говорит нам о том, что самовыкупы тоже стали осуществляться в "промышленных" объемах.
Поисковые системы со времен нулевых годов и маркетплейсы в наше время одинаково не любят накрутки со стороны владельцев сайтов и карточек товаров, потому что такие взломы алгоритмов лишают площадки денег. На Яндексе для привлечения трафика можно купить Яндекс Директ, а на Ozon и Wildberries есть внутренняя платная реклама для продвижения своих товаров. Площадки полагают, что они должны быть единоличными получателями денег за продвижение на этих площадках. Это логично. А для владельца сайта или продавца на маркетплейсах предсказуемо встает вопрос сравнения стоимости продвижения за счет взломов алгоритмов и вложения средств в легальную рекламу. Причем, в случае с маркетплейсами, трафик от внешней легальной рекламы - это тоже хорошо, поскольку делает маркетплейс популярнее.
Очень сложно провести точное экономическое сравнение эффективности самовыкупов с платной рекламой. Мы не знаем доподлинно сколько самовыкупов конкретного товара в определенной категории придётся сделать, чтобы обеспечить товару первую страницу. Далее, мы не знаем сколько итого первая страница обеспечит продаж и с какой прибылью. Т.е. это "танцы с бубнами" с неизвестным результатом, в отличие от медиаплана, который дает прогноз продаж, хотя бы и примерный.
Тем не менее, посчитаем сколько стоит 1 самовыкуп.
Делать массовые самовыкупы с одного аккаунта нельзя - нужны разные аккаунты. И, если мы говорим о массовости (например, 100 выкупов и более), то вряд ли найдется столько друзей, готовых сделать выкупы вашего товара. Рассмотрим услуги сервисов:
- 1 выкуп стоит 75 рублей - это цена только за формирование и оплату заказа.
- Далее заказ нужно забрать из ПВЗ - 250 рублей за курьера.
- Расходы на штрихкодирование, упаковку, поставку, доставку и обратную логистику товара на склад маркетплейса - от 100 рублей.
- Написать и разместить 1 отзыв на каждые 10 самовыкупов - 30 рублей из расчета на каждый самовыкуп.
- Заплатить комиссию маркетплейсу за "продажу" - это 10-25%. Заложим 15%. Пусть товар стоит 1000 рублей, тогда комиссия составит 150 рублей.
- Заплатить налог за продажу товара (его не будем учитывать в расчетах, просто будем держать в уме, что, например, если продавец ИП, то можно прибавить ещё 60 руб.)
Итого: минимум, 605 рублей за один самовыкуп. Обратите внимание, что сюда не входят административные задачи по формированию самовыкупов, организации процесса доставки, написания отзывов, очередного поиска "свободных окон" в приемке и прочего. Это действительно целая деятельность, которая займет не один час и не один день.
Сразу хочу ответить на возражение "я сам заберу заказы и переупакую и отвезу и напишу отзывы - это все бесплатно". Нет, не бесплатно, это может быть дороже и вот почему: поделите ваш реальный или желаемый доход в месяц на количество рабочих часов, чтобы получить стоимость своего рабочего часа. А затем умножьте на количество часов, которые Вы на это потратите. И Вы получите расходы в разы больше, чем в этом расчете. Пожалуйста, потратьте свои часы на что-то действительно важное, что приведет к росту бизнеса, а не к перемещению товара из пункта А в пункт … А ))
Но на самом деле, даже это не столь важно.
Важно, что мы делаем 100 самовыкупов и это обходится нам в 60 500 рублей. А теперь сравним, что можно сделать за эти деньги в рекламе на Wildberries. Слово Максиму Ларичеву, руководителю отдела маркетинга, B2basket: