Отгрузка и доставка После загрузки товаров в личный кабинет, модерации и публикации настаёт этап поставки товаров на склад маркетплейса или обработки заказов на собственном складе, подготовка к отгрузке по требованиям каждого конкретного маркетплейса и доставке до пункта приёмки заказов площадки. Алгоритм действий зависит от выбранной модели работы: со склада маркетплейса или собственного склада, привлечения фулфилмент-центра. Например, одна из самых новых схем работы – RealFBS от OZON. Она пока не описана в официальной справке маркетплейса, но анонсируется на обучающих вебинарах. По ней селлер не просто формирует заказ и передаёт маркетплейсу для конечной доставки, а полностью осуществляет логистику своими силами, в том числе и последнюю милю.
Контроль за стоками, своевременные поставки, подсортировка и работа с ценами – важные составляющие успешных продаж. Эти факторы значительно влияют и на органическую выдачу товаров в поиске маркетплейсов, и на рейтинг продавца. Несвоевременные отгрузки заказов с собственного склада или отмена заказа из-за отсутствия товара, как правило, заканчиваются штрафными санкциями и блокировками со стороны площадок.
Получение денег и постпродажные сервисы Завершающие этапы в «круговой» схеме работы маркетплейсов – получение селлером оплаты за свой товар от маркетплейса за вычетом комиссии, а также постпродажные сервисы. К ним относятся гарантийное обслуживание, оперативные ответы на вопросы покупателей, реакция на отзывы, работа с рейтингом магазина. Новое направление для развития, например, предложил OZON. Сегодня на площадке вместе с товаром можно предложить смежную услугу: груминг, выгул собак или даже передержку.
Логистика и инструменты экономии для продавца Ещё один параметр, который не так давно стал общим для всех площадок – логистика. Сегодня все площадки предлагают варианты работы как со склада селлера, так и поставку на склад маркетплейса. Отличаться будут комиссии, сроки бесплатного хранения на складах площадок, стоимость хранения за единицу объёма и доставки в различные регионы.
Например, чтобы предварительно посчитать стоимость пользования AliExpress, нужно скачать
калькулятор. Комиссия площадки в категории зоотоваров – 8%. Важно, что площадка готова работать с самозанятыми, не берёт комиссию с новичков за первые 100 товаров или первые 6 месяцев работы, бесплатно предоставляет свой сервис на первые 100 доставок.
Экономить на комиссии маркетплейса могут опытные продавцы, которые сами «приводят» покупателей, привлекают на площадку внешний трафик. Для этого нужно сгенерировать специальную ссылку на свой магазин или конкретный товар в личном кабинете на AliExpress. Разместив полученную ссылку на своём сайте, во ВКонтакте, Facebook, Instagram или на любом другом ресурсе, предприниматель сможет вести торговлю на AliExpress без комиссии. Единственной статьёй расходов для продавца останется логистика, но эти затраты неизбежны для любого канала продаж.