А уже в мае Правительство России легализовало процедуру параллельного импорта. Так называемый, «серый» импорт, чуть ли не возвращение к вещевым рынкам 90-х. И, в первую очередь, новый
Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации открыл перспективы для онлайн-торговли, для селлеров на маркетплейсах. Бренды, чьи владельцы заявили о временном или окончательном уходе с российского рынка, стали тем самым желанным товаром, на продаже которого стало возможным зарабатывать в рамках закона. Уход международных игроков с рынка, который, с одной стороны, отбросил нас на шаг назад, с другой стороны, открыл возможности для малого и среднего бизнеса в рамках параллельного импорта.
Продажи международных брендов медленно, но уверенно возобновляются. Очевидно, что ключевую роль в этом процессе сейчас играет именно онлайн-торговля и ведущие её игроки – маркетплейсы. Представители площадок не скрывают, что пока они создают специальные подразделения для самостоятельной организации закупок в рамках параллельного импорта, с поиском новых каналов поставок товаров вполне справляются сами селлеры. И если вы ещё не стали этим успешным селлером на маркетплейсах - поспешите. В начале лета ритейлеры продолжали фиксировать снижение ассортимента и дефицит ряда товаров, комплектующих из списка Правительства, разрешенных к параллельному импорту. Самые активные селлеры могут успеть заполнить эту брешь.
Да, очень хочется, чтобы вместе с параллельным импортом у нас появилось и множество новых собственных производств. Например, одежда российских дизайнеров востребована, качественна и хорошо продаётся. А вот с технически сложными вещами - увы, остаются проблемы. И селлеры могут заработать на поставке этих товаров по новым каналам, новым логистическим цепочкам.
Итак, если вы готовы начать торговать на марктеплейсе или расширить ассортимент своего «магазина» в рамках параллельного импорта, важно помнить про требования маркетплейсов к документам на товар.
При торговле российскими брендами или при обычном импорте, если товар не проходит по коду товарной номенклатуры ВЭД из списка Министерства промышленности и торговли, не разрешен к параллельному импорту, то маркетплейсы обычно требуют подтверждение прав на бренд:
- свидетельство на товарный знак, если вы правообладатель
- договор с эксклюзивным дистрибьютером
- официальное письмо от эксклюзивного дистрибьютера (о том, что вы авторизованный дилер с правом реализации товаров бренда)
- договор с правообладателем товарного знака
- сертификационное письмо от обладателя бренда
Ранее на маркетплейсе Wildberries было просто невозможно зарегистрироваться в качестве селлера и начать торговать без загрузки документов на бренд. Сейчас требования значительно упростились, но вы должны быть готовы предъявить документы по первому требованию. В случае большого количества негативных отзывов о товаре, претензий покупателей к качеству или подозрении правообладателя на продажу контрафакта, сначала могут быть скрыты карточки товара, потом заблокирован продавец.
Яндекс.Маркет тоже может запросить документы о происхождение товара в случае жалоб и скрыть карточки товаров, если селлер документально не подтвердит происхождение товара.
Оzon сохранил принцип предварительной модерации и запрашивает документы на бренд на этапе загрузки карточек товаров. Последние обновления статьи
«Документы на бренды» были сделаны буквально во второй половине августа – то есть маркетплейс заинтересован и в развитии возможностей своих селлеров, и в защите интересов покупателей:
«Зачем это нужно Чтобы подстраховать вас, если покупатели будут спрашивать, как ушедший из России бренд оказался в продаже, или сомневаться в его подлинности. Ну и чтобы на Ozon действительно не появились подделки.
Какие документы потребуются Свидетельство на товарный знак — чтобы мы убедились, что это оригинальная продукция. Таможенная декларация — важно, чтобы коды ТН ВЭД были перечислены в списке разрешённых к импорту. Договор с правообладателем вместе с документами поставки. Если вы покупали товары через представителя бренда или поставщика, будут нужны ещё и бумаги, которые подтвердят статус этих компаний и вашу работу с ними».
Для нас не секрет, что сегодня идёт оживленная дискуссия в части ответственности маркетплейсов за качество товаров, представленных к продаже на их онлайн-витринах. Профессиональное сообщество, эксперты, представители Минпромторга и маркетплейсов пытаются найти способы контроля за недобросовестными продавцами – как в рамках параллельного импорта, так и в целом. Особенно это касается модели продаж по FBS, когда товар не поступает на склад маркетплейса, селлер продаёт товар с собственного склада. Обсуждаются возможные законодательные инициативы, снятие товаров с продажи через судебные решения, инструменты проверки, дополнительная сертификация, экспертизы и проч., и проч.
Любое решение потребует ещё немало времени на реализацию. Тем временем, предлагаем добросовестным селлерам, готовым к поиску новых поставщиков, построению новых логистических маршрутов, готовым к новым вызовам и победам, открывать новые рынки и расширять ассортимент своих магазинов на маркетплейсах. В том числе за счёт товаров, которые
Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации открыл к параллельному импорту. Если говорить об акцентах, реперных точках, то ими остаются электроника и бытовая техника американских, европейских и южнокорейских брендов. На основе аналитических данных, полученных из нескольких сервисов, которые используют маркетологи B2basket в своей работе на маркетплейсах, мы можем сказать, что наиболее перспективными остаются категории одежды и обуви, все категории товаров для детей, автозапчасти/комплектующие и автомобильные аксессуары, товары для животных, для спорта, охоты, рыбалки, ткани и товары для рукоделия.