Работа с Озоном по модели FBS остаётся очень выгодной для многих продавцов, торгующих дорогостоящим, хрупким, уникальным или крупногабаритным товаром. Если у вас есть склады, а их работа давно отлажена как часы, если ваши товары не относятся к категориям FMCG – вполне возможно, что вам гораздо выгоднее будет не «морозить» стоки на складах Озона, а оперативно отгружать уже полученные заказы самостоятельно. Возникают вопросы:
1. Что такое приоритетность складов. Как, зачем и в чем преимущества. Например, у вас есть склад в Санкт-Петербурге и в Москве. Вы можете создать в личном кабинете два склада. И присвоить им приоритеты.
Если у вас несколько складов, с которых вы доставляете одни и те же товары в один регион - задайте для них приоритеты. Товары будут доставляться в регион, в первую очередь, со склада, у которого выше приоритет. Настройка приоритета складов возможна, если у вас склады со способом доставки "Сторонними службами или самостоятельно". Товары будут продаваться в первую очередь со склада с более высоким приоритетом. Изменять приоритет можно сколь угодно часто, самостоятельно, в личном кабинете.
Для складов Ozon. Логистики нет возможности задать приоритет. Здесь покупателю будет предложен заказ с того склада, на котором будет указано наличие товара с наиболее быстрой доставкой.
Самый высокий приоритет — «1». Чем ниже приоритет, тем больше его значение в соответствующем поле. По умолчанию у склада, который создали первым, приоритет — «1». Это значит, что товары с него будут доставляться в первую очередь.
Пример: В Московскую область настроена доставка с двух складов. Один из них расположен в Москве, второй — в Санкт-Петербурге. Вам удобнее доставлять по Московской области со склада в Москве, и только если товары на этом складе закончатся — перейти к доставке со склада в Санкт-Петербурге. В этом случае в строке со складом, расположенным в Москве, должно быть указано значение «1», а в строке со складом, расположенным в Санкт-Петербурге, — «2».
2. О товарах, которые можно продавать со своего склада (FBS Озон Логистика) Давайте рассмотрим, какие категории товаров вы не сможете поставить на склад Озон по схеме FBO, но сможете продавать, отгружая их по схеме FBS Озон Логистика или по схеме RFBS. Напомним, Real FBS – относительно нова схема, которая позволяет выбрать наиболее удобный для вас способ доставки: интегрированными службами, не интегрированными службами или самостоятельно.
К таким товарам относятся:
· Автомобильные заправленные батареи, кислотные и щелочные.
· Баллоны с газом, в том числе с гелием.
· Ванны, душевые кабины.
· Водопроводные трубы и изоляция для них.
· Временные двери и телескопические лестницы.
· Изоляционные материалы
· Кресла-мешки и наполнители для них.
· Легковоспламеняющиеся жидкости и опасные грузы, за исключением:
· автохимия;
· бытовая химия;
· косметика;
· парфюмерия;
· строительная химия, если объём товара в упаковке не больше 5 литров.
· Материалы для отделки пола:
· ковролин;
· ламинат;
· линолеум;
· любые рулонные напольные покрытия;
· молдинг для стен и стеновые панели;
· плинтус;
· плитка, в том числе ПВХ и гибкая.
· Промышленные вентиляторы и комплектующие для вентиляционных систем.
· Скобяные и столярные изделия:
· Стройматериалы и Строительная химия.
3. О товарах, которые можно продавать только с доставкой своими силами (RFBS) На Озон есть ограничения для некоторых категорий товаров, которые вы можете продавать только с помощью доставки своими силами. Рассмотрим и запомним эти категории, чтобы в будущем не совершить ошибки.
Указанные ниже товары запрещено доставлять с помощью логистики Озон:
- Елка живая новогодняя - может завянуть, осыпаться.
- Живые цветы, срезанные и горшечные - могут сломаться, может рассыпаться земля при транспортировке.
- Саженцы - могут завянуть, засохнуть.
- Неодимовые магниты - могут повредить или размагнитить другие товары при доставке.
- Пестициды и агрохимикаты - опасные, ядовитые товары.
- Пиротехника I, II и III класса опасности - товары хранятся в специализированном помещении на складе продавца и доставляются сторонними службами перевозки, имеющими разрешение на перевозку товаров указанного класса опасности.
Для доставки таких товаров стоит настроить склад по схеме RFBS, выбрать наиболее удобный для вас способ доставки. Службы доставки, интегрированные с Озоном: Boxberry, СДЭК, DPD, Почта России или ПЭК (эта служба пока доступна только партнерам из Москвы). Не забудьте уточнить у вышеперечисленных компаний возможность доставки именно вашей категории товаров. Неинтегрированная, но популярная, например, PickPoint. Или любая другая удобная для вас служба доставки. Если вам не подходят эти операторы, вы можете доставлять заказы самостоятельно.
4. Нужно создавать второй ЛК, чтобы продавать КГТ? Опытные, «со стажем» продавцы помнят, что для продажи крупногабаритных товаров требовалось создавать второй личный кабинет. Теперь Озон добавил возможность создание нескольких складов в одном личном кабинете. Так что совершенно не обязательно создавать еще один ЛК для продажи КГТ. Создайте еще один дополнительный склад в разделе "Логистика", укажите, что вы хотите продавать крупногабаритные товары и начинайте работу. Успешных вам продаж!
5. Рейтинг и что на него влияет. Спойлер: процент заказов, выполненных вовремя, процент отмен, процент просрочек доставки.
Озон внимательно следит за качеством сервиса, который вы как продавец предоставляете покупателям. При снижении показателей качества сначала выносится предупреждение, а затем, если ситуация не улучшится, маркетплейс может
заблокировать продажу ваших товаров.
Давайте разберемся, что влияет на ваш рейтинг и как не допустить блокировку.
Рейтинг продавца зависит от нескольких показателей качества:
a) Оценка товаров. Это среднее арифметическое всех оценок, которые оставили покупатели на карточках товаров. По нему можно понять, насколько они довольны заказами. При этом текст отзывов не учитывается. В расчёт показателя попадают:
· Карточки, у которых больше одного отзыва
· Видимые товары, т.е. со статусом «Показывается» и не в архиве. Это значит, что товара нет в наличии, но он отображается на сайте.
b) Индекс цен. Озон следит за ценами на аналогичные товары и вычисляет отношение вашей цены к самой низкой цене на такой же товар на других площадках. В личном кабинете можно посмотреть два индекса цен: общий для всех товаров и индивидуальный для конкретной позиции. Они считаются по-разному.
Если вы продаёте товары со своего склада, для вас дополнительно рассчитываются показатели:
a) Процент заказов, выполненных вовремя - показатель, который отображает своевременность доставки заказов до покупателей.
b) Процент отмен (распространяется только для продажи с вашего склада). Это процент отправлений, которые вы отменили за последние 7 дней. Процент отмен считается, только если у вас уже есть не менее 10 отправлений за всё время продаж со своего склада на Озон.
c) Процент просрочек доставки (распространяется только для продажи с вашего склада). Это процент отправлений, не переданных вовремя в доставку по вашей вине в течение последних 7 дней. Он считается, только если у вас уже есть не менее 10 отправлений за всё время продаж со своего склада на Озон.
Озон блокирует ваши товары, если превышено максимально допустимое значение в следующих показателях:
· Процент отмен
· Процент просрочек доставки
Максимально допустимое значение, после которого вы получите предупреждение, а индикатор окрасится в красный цвет — 2%.
Отменой считаются ситуации:
· вы отменили отправление по любой причине;
· вы не собрали отправление вовремя;
· вы несколько раз не привезли отправление в пункт приёма или не передали нашему курьеру, Озону пришлось отменить отправление.
Когда показатель превысит максимально допустимое значение впервые, Озон отправит вам уведомление, письмо на электронную почту и оповестит с помощью баннера в личном кабинете. В них будет указан срок до блокировки, например, 7 дней. В течение этого времени у вас будет возможность улучшить показатели.
Если за это время вы не улучшите показатели, Озон будет вынужден заблокировать ваши товары на срок от трёх дней. Если за время блокировки ваши показатели вновь не улучшатся, блокировка будет продляться ещё на 24 часа после каждой проверки показателей. Блокировка снимается автоматически, когда пройдёт указанный период, но только если при этом ваши показатели придут в норму.
Блокировка товаров означает, что они останутся у вас в личном кабинете, но их нельзя будет купить на Озон. На уже оформленные заказы блокировка не влияет, их нужно будет отгрузить.
Вы можете следить за показателями в вашем личном кабинете на странице
Рейтинг продавца.
Бонус: Важность информации о весо-габаритах в карточках товара. Не переплачивайте Озону за неверные габариты.
При создании карточек товаров крайне важно не просто заполнить все обязательные характеристики для Озон, но и точно указать вес и габариты товаров в заводской упаковке. По этим параметрам Озон определит "объёмный вес" — расчётную величину, которая позволяет учитывать и объём товара, и его массу. Объёмный вес используется для расчёта стоимости перевозки ваших отправлений. Поэтому очень важно указать точные параметры ваших товаров.
Чтобы посчитать объёмный вес, разделите объём товара в литрах на 5 и сравните с массой товара в кг. Выберите большее значение. Это и будет объёмный вес.
Пример: Объём товара — 11,5 л. Вес товара — 3,1 кг.
Расчёт стоимости по объёму: 11,5 л / 5 = 2,3 кг
Выбираем большее значение. В данном случае это будет значение, которое мы берём по весу товара. Объёмный вес равен 3,1 кг.
Кейс об ошибке при расчете хранения, который примерим и для перевозки ваших отправлений:
У клиента был товар - кимоно, у которого по ошибке были загружены неверные габариты. Товар идентифицировали как негабарит (КГТ). Клиенту начисляли большое платное хранение на складе Ozon за них. Когда ошибку обнаружили, создавали обращение в поддержку. Габариты изменили, пересчитали объемный вес, а также стоимость размещения в рамках текущего периода. За хранение кимоно брали по 0,45 р/литр, а должны были 0,2 р/литр. По итогам пересчёта оказалось, что переплата за хранение составила почти 30 тыс. руб.
Следите за контентом в карточке товара, независимо от схемы работы – он влияет и на эффективность продаж, и на ваши платежи за транспортировку/хранение товара.
Вывод: внимательно следите за новостями Озона. Маркетплейс еженедельно вводит новшества, изменения, корректировки: в договоры, требования к контенту, работу пунктов приёмки. Первыми подобную информацию получают официальные технологические партнёры. Не доверяйте «сарафанному радио» и частным мнениям, которые могут внести разлад в вашу работу. Подпишитесь на телеграмм-канал
«Вестник маркетплейсов» и первыми узнавайте новости, от которых зависят ваши продажи и успех вашего бизнеса.